Примеры для каждого из 5 видов гипотез, оформленные по принципу HADI.
1. Продуктовая гипотеза
Гипотеза: «Мы предполагаем, что новые пользователи мобильного приложения увеличат retention на 7-й день на 20% при добавлении интерактивного онбординга с подсказками по основным функциям, потому что это снизит когнитивную нагрузку и ускорит получение первой ценности».
Action (Действие): Разработать и запустить 3-этапный интерактивный онбординг для 50% новых пользователей.
Data (Данные): Сравнить retention на 7-й день между группой с новым онбордингом и контрольной группой.
Insights (Инсайты): Если retention вырос — гипотеза подтвердилась. Если нет — нужно выяснить, онбординг не помог или проблема удержания в другом.
2. Маркетинговая гипотеза
Гипотеза: «Мы предполагаем, что таргетирование на аудиторию по интересам “digital-профессии” в Telegram-каналах даст на 30% более низкую стоимость лида (CPL), чем реклама в Instagram**, потому что в Telegram выше концентрация нашей B2B-целевой аудитории и меньше конкурентов».
Action (Действие): Запустить две рекламные кампании с идентичным креативом и бюджетом: в Instagram и в Telegram-каналах.
Data (Данные): Сравнить CPL и качество лидов (конверсия в заявку) с двух платформ.
Insights (Инсайты): Какая платформа показала лучшую эффективность? Если Telegram, переносить туда больший бюджет.
3. Гипотеза ценностного предложения
Гипотеза: «Мы предполагаем, что фрилансеры-дизайнеры будут готовы платить на 15% больше за подписку, если переименовать тариф “Про” в “Портфолио под ключ” и добавить функцию автоматической генерации кейсов, потому что они покупают не инструмент, а возможность привлекать более дорогих клиентов».
Action (Действие): Создать лендинг с новым позиционированием и ценой, запустить на него рекламу и собрать предзаказы.
Data (Данные): Конверсия в оформление предзаказа и процент пользователей, выбравших новый тариф.
Insights (Инсайты): Подтвердилось ли, что клиенты видют большую ценность? Готовы ли они платить больше?
4. Бизнес-гипотеза
Гипотеза: «Мы предполагаем, что внедрение чат-бота для обработки частых запросов снизит нагрузку на онлайн-консультантов на 40% и сократит операционные расходы на поддержку, потому что это автоматизирует ответы на 60% типовых вопросов (о стоимости, сроках, наличии)».
Action (Действие): Внедрить и обучить чат-бота на основе частых вопросов из чатов и писем поддержки.
Data (Данные): Измерить количество обращений к живым операторам до и после внедрения, а также общую удовлетворенность клиентов (CSAT).
Insights (Инсайты): Снизилась ли нагрузка? Не ухудшился ли клиентский опыт? Окупился ли бот?
5. Генеральная (Стратегическая) гипотеза
Гипотеза (для сервиса по подписке на кофе): «Жители городов-миллионников, работающие из дома, будут ежемесячно подписываться на набор редких сортов кофе с доставкой, потому что для них это способ разнообразить рутину, получить гастрономический опыт и статус “знатока”, не выходя из дома».
Action (Действие): Создать MVP — минимальный работающий сайт с описанием концепции, закупить небольшую партию кофе, запустить рекламу и принять первые 100 заказов.
Data (Данные): Конверсия с рекламы в продажу, отток после первого месяца (churn rate), NPS и средний срок жизни клиента (LTV).
Insights (Инсайты): Есть ли спрос? Готов ли рынок платить за эту ценность? Это подтверждает всю бизнес-модель или требует изменений.
Ключевое отличие: Первые четыре вида гипотез тактические и проверяются относительно быстро. Генеральная гипотеза — это стратегическая основа всего продукта, которая проверяется долго и состоит из десятков более мелких тактических гипотез.